Тема урока Употребление деепричастий в речи Цели урока: Показать широкие возможности употребления деепричастий в речи. Совершенствовать умение анализировать текст, выявлять в нём роль деепричастий и деепричастных оборотов. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Актуализация опорных знаний. Чтобы правильно употреблять деепричастия, надо их узнавать! Из данных словосочетаний выбрать и записать словосочетания деепричастие + существительное а) синеющая даль б) вспахать поле в) пересекая болота г) заросшие места д) поваленные бурей е) пропитан пылью ж) передвигая ноги - По каким признакам вы нашли деепричастие? - Что такое деепричастный оборот? - Когда обособляется деепричастный оборот и одиночное деепричастие? - Когда не обособляется? 3. Работа по теме урока. Анализ текста. Выразительно прочитайте текст.(Текст спроецирован на экран). Был невыносимо жаркий июльский день, когда я, медленно передвигая ноги, вместе с моей собакой поднимался вдоль Колотовского оврага в направлении Притынного кабачка. Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея; парило и пекло неотступно; воздух был весь пропитан душной пылью. Покрытые лоском грачи и вороны, разинув носы, жалобно глядели на проходящих, словно прося их участья; одни воробьи не горевали и, распуша пёрышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам, дружно взлетали с пыльной дороги, серыми тучами носились над зелёными конопляниками. (И. Тургенев. Певцы.) - Определите тему текста и основную мысль. - Определите стиль текста и тип речи. - Какую картину создаёт автор? - Найдите деепричастия в тексте. Какую роль они играют в тексте? 4. Замените данные конструкции предложениями с деепричастиями. Графически объясните постановку знаков препинания. 1) Туча набирала силу и медленно поднималась из-за леса. – (Туча, набирая силу, медленно поднималась из-за леса). 2) На солнце весело дрожали и переливались капли росы .– (Весело переливаясь на солнце, дрожали капли росы). - Что изменилось в предложениях? 5. Переделайте предложения, заменяя причастные обороты деепричастными. 1) Кусты, лишённые пышных нарядов, стали удивительно похожи друг на друга. – (Кусты, лишившись пышных нарядов, стали удивительно похожи друг на друга.) 3) Трава, жадно поглощающая влагу, не шевелилась. – (Трава, жадно поглощая влагу, не шевелилась).
6. Слово учителя. В современном русском языке не употребляются деепричастия, образованные при помощи суффикса -учи(-ючи), но в некоторых художественных текстах мы обнаруживаем эти устаревшие формы. Найдите их в данных отрывках из художественных произведений и выделите морфемы. Запишите деепричастия, которые употребляются в современной речи. 1) По тесовым кровелькам играючи, тучки серые разгоняючи, заря алая подымается. (М. Лермонтов). 2) Набегают тучки на небо, – гонит их метелица, распеваючи. (М. Лермонтов). 3) А давно ли было лето, и мать плакала, тебя провожаючи. (А.Чехов). 7. Исправьте речевые ошибки в предложениях. Помните, что действие и глагол в предложении должны относиться к одному лицу, а не к разным. Если этого не учитывать, то в предложении возникает смешная ситу- ация. Подъезжая к сией станции, у меня слетела шляпа. Эта фраза-пародия (из юмористи- ческого рассказа А. П. Чехова) страдает стилистической беспомощностью: в ней нарушено правило, чтобы обозначаемое деепричастием действие относилось к подлежащему. В приведённом примере речь идёт о действиях двух предметов в грамматическом значении этого слова: обо мне (я подъезжал к станции) и о шляпе (она слетела). В неправильном построении этого предложения легко убедиться, если переставить деепричастный оборот, обычно свободно располагающийся во фразе: «Шляпа, подъезжая к сией станции, у меня слетела». 1) Спеша на экзамен, волнение не должно вас одолевать. 2) Позавтракав, машина приехала за нами. 8. Итог урока. - Какова роль деепричастий в предложении? (Употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной и вырази- тельной. Деепричастия «украшают» глагол, «дорисовывая» действие). - Часто ли вы сами пользуетесь деепричастиями и деепричастными оборотами? (учащиеся дают отрицательные ответы). Слово учителя. В обыденной речи человек достаточно редко пользуется конструкциями с деепричастными оборотами. Это происходит по нескольким причинам: 1) деепричастные обороты придают тексту некоторую торжествненность, чего стесняется человек в обычной речи; 2) эта конструкция вызывает много ошибок при употреблении, что снижает качество речи. Домашнее задание. Выписать из произведения Михаила Пришвина «Кладовая солнца» предложения с деепричастиями, объяснив графически постановку знаков препинания.
| |
| |
Просмотров: 2937 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |