Употребление деепричастий в речи

Тема урока             Употребление деепричастий в речи

Цели урока:            Показать широкие возможности употребления деепричастий в речи.

                                 Совершенствовать умение анализировать текст,  выявлять в нём  роль

                                 деепричастий  и деепричастных  оборотов.

Ход  урока

1.       Организационный  момент.

2.       Актуализация опорных знаний.

Чтобы правильно употреблять деепричастия, надо их узнавать!

      Из данных словосочетаний выбрать и записать  словосочетания

      деепричастие + существительное

      а)  синеющая даль

      б)  вспахать поле

      в)  пересекая болота

      г)  заросшие места

      д)  поваленные бурей

      е)  пропитан пылью

      ж) передвигая ноги

   -    По каким признакам вы нашли деепричастие?

   -     Что такое деепричастный оборот?

   -     Когда обособляется деепричастный оборот и одиночное деепричастие?

   -     Когда не обособляется?

3.    Работа по теме урока.  Анализ текста.

Выразительно прочитайте текст.(Текст спроецирован  на экран).

    Был невыносимо жаркий июльский день, когда я, медленно передвигая ноги, вместе с моей собакой поднимался вдоль Колотовского оврага  в направлении Притынного кабачка.  Солнце разгоралось на небе, как бы  свирепея; парило и пекло неотступно; воздух был весь пропитан душной пылью. Покрытые лоском грачи и вороны, разинув носы, жалобно глядели на проходящих, словно прося их участья; одни воробьи не горевали и, распуша пёрышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам, дружно взлетали с пыльной дороги,  серыми тучами носились над зелёными конопляниками.  (И. Тургенев. Певцы.)

   -   Определите тему текста и основную мысль.

   -   Определите стиль текста и тип речи.

   -   Какую картину создаёт автор?

   -   Найдите деепричастия в тексте. Какую роль они играют в тексте?

4.   Замените данные конструкции предложениями с деепричастиями.

      Графически объясните постановку знаков препинания.

1)       Туча набирала силу и медленно поднималась из-за леса. –  (Туча, набирая силу,

        медленно поднималась из-за леса).

2)       На солнце весело дрожали и переливались капли росы .– (Весело переливаясь на   солнце,  дрожали  капли росы).

      -   Что изменилось в предложениях?

5.   Переделайте предложения, заменяя причастные обороты деепричастными.

 1)  Кусты, лишённые пышных нарядов, стали удивительно похожи друг на друга. –

      (Кусты, лишившись пышных нарядов, стали удивительно похожи друг на друга.)

3)      Трава, жадно поглощающая влагу, не шевелилась. – (Трава, жадно поглощая влагу,

 не шевелилась).

 

6.   Слово учителя.

     В современном русском языке не употребляются деепричастия, образованные при помощи суффикса  -учи(-ючи), но в некоторых художественных текстах мы обнаруживаем эти устаревшие формы. Найдите их в данных отрывках из художественных произведений и выделите морфемы. Запишите  деепричастия, которые употребляются в современной речи.

1)       По тесовым кровелькам играючи, тучки серые разгоняючи, заря алая подымается.

(М. Лермонтов).

      2)  Набегают тучки на небо,    гонит их метелица, распеваючи. (М. Лермонтов).

      3)  А давно ли было лето, и мать плакала, тебя провожаючи. (А.Чехов).

     7.   Исправьте речевые ошибки в предложениях.

           Помните, что действие и глагол в предложении должны относиться к одному лицу,    

          а не к разным. Если этого не учитывать, то в предложении возникает смешная ситу-

          ация. 

          Подъезжая к сией станции, у меня слетела шляпа. Эта фраза-пародия (из юмористи-

         ческого рассказа А. П. Чехова)  страдает стилистической беспомощностью: в ней

         нарушено правило, чтобы обозначаемое деепричастием действие относилось к

         подлежащему. В приведённом примере речь идёт о действиях двух предметов в

         грамматическом значении этого слова: обо мне (я подъезжал к станции) и о шляпе

         (она слетела).  В неправильном построении этого предложения легко убедиться,

          если  переставить деепричастный оборот,  обычно свободно располагающийся во

         фразе: «Шляпа, подъезжая к сией станции, у меня слетела».

1)        Спеша на экзамен, волнение не должно вас одолевать.

2)        Позавтракав, машина приехала за нами.

8.   Итог урока.

   -  Какова роль деепричастий в предложении?

   (Употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной и вырази-

    тельной.  Деепричастия  «украшают» глагол,  «дорисовывая» действие).

   -  Часто ли вы сами пользуетесь деепричастиями и деепричастными оборотами?

      (учащиеся дают отрицательные ответы).

Слово учителя.

В обыденной речи человек достаточно редко пользуется конструкциями  с    деепричастными оборотами. Это происходит по нескольким причинам:

1)       деепричастные обороты придают тексту некоторую торжествненность, чего

стесняется человек в обычной речи;

2)       эта конструкция вызывает много ошибок при употреблении, что снижает

 качество речи.

            Домашнее задание.  Выписать из произведения Михаила Пришвина  «Кладовая

             солнца» предложения с деепричастиями, объяснив графически постановку знаков

             препинания.

  

        

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: lubov-korosh (02.03.2013)
Просмотров: 2937 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 melena  
0
Прекрасный урок! Спасибо!

Имя *:
Email *:
Код *: