ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ КАК ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Целостную систему непрерывного педагогического образования следует рассматривать как совокупность динамично развивающихся звеньев образования, органически связанных между собой и обеспечивающих преемственность и перспективность в обучении. Соблюдение преемственной связи между различными этапами образования является необходимым условием достижения главной цели образования – формирования гармонично развитой личности и достижения наилучших результатов обучения. Необходимо создать комфортные условия для реализации единой линии филологического развития учащихся на этапах начального и среднего школьного образования. Опыт работы по обучению детей русскому языку позволяет сделать вывод о том, что осуществление плавного перехода детей из начальной школы в среднюю школу возможно лишь при обеспечении преемственности и перспективности.

Преемственность и перспективность в обучении является одной из методологических проблем дидактики. Они находят свое специфическое выражение в таких закономерностях процесса обучения, называемых принципами дидактики, как научность, систематичность, последовательность, прочность и действенность результатов обучения.

Актуальность проблемы объясняется тем, что в школу, как в начальную, так и в среднюю, пришло большое количество разнообразных авторских программ по русскому языку по новым предметам и факультативным курсам лингвистического цикла. Между тем ни в одной программе нет последовательной реализации важнейшего в данной ситуации принципа преемственности обучения между начальным и средним звеном школы. На первый взгляд, это момент несущественный, тем более что в стабильных программах (авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, И.И. Кулибаба и др.) есть раздел «Повторение изученного в 1-4 классах». Однако содержание раздела не отражает в должной мере того уровня знаний и умений, который уже достигнут в начальной школе. Между тем вопрос о повторении и, что очень важно, обобщении изученного в начальной школе на новом качественном уровне – это вопрос чрезвычайной важности, поскольку игнорирование достигнутого ребенком развития, его знаний и навыков приводит к снижению эффективности обучения, к потере учебного времени.

Острота этой проблемы определяется и тем, что коренным образом изменяются условия учения, которые предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию ребенка, а также к степени сформированности учебных знаний, умений и навыков. В частности в пятом классе порой предъявляются новые требования, которые иногда превосходят возможности ребенка. В результате происходит резкое снижение успеваемости, и соответственно, мотивации учения уже в пятом классе.

На наш взгляд обеспечить успешное обучение школьников русскому языку возможно лишь при определенных условиях. К ним относится:

1) создание единого образовательного пространства в школе;

2) создание условий для сотрудничества всех участников образовательного процесса на всех ступенях данного образовательного учреждения, включая родителей и психологов. В основе сотрудничества – взаимопосещение занятий, уроков, проведение совместных совещаний, собраний по вопросам преемственности начальной и средней ступеней образования.

Большое значение также имеет перестройка деятельности учителя, который должен не только владеть определённой суммой знаний, умений и навыков, быть мотивационным к деятельности в новых условиях, но владеть психолого-педагогической, методической, диагностико-технологической и информационной культурой.

  • аспекты проблемы преемственности можно решить, если на протяжении всего выпускного года в начальной школе учителя начальной и средней школы будут работать в тесном контакте друг с другом. Очень важно, чтобы учитель, который продолжит филологическое образование пятиклассников, раньше начал контактировать с учащимися выпускного класса, изучал бы очно психологическую характеристику класса. Учитель русского языка и литературы должен побывать на уроках учителя начальной школы, познакомиться с его системой работы, перенять какие-то методы, подвижные способы обучения. Тогда, придя в пятый класс, у детей исчезнет страх перед новым строгим учителем. В начале первой четверти следовало бы стимулировать оценку учащимся. Это необходимо для того, чтобы развивать их творческую активность, создавать положительный настрой на учебу, прививать интерес к учению, моделируя ситуацию успеха.

Суть преемственности ранее усвоенного с новым материалом заключается в установлении ассоциативных связей знакомого с незнакомым, что создает условия для лучшего осознания нового, введения его в уже сложившуюся в голове ученика систему или, наоборот, изменения этой системы.

Учет прежних знаний учащихся – непременное условие, которое необходимо реализовать в учебном процессе. Формы организации этой работы разнообразны. Прежде всего, следует убеждать детей в том, что ранее полученные ими знания необходимы: без них новое не может быть усвоено с достаточной полнотой и ясностью. Предварительно учащиеся по заданию учителя повторяют пройденный материал. На уроке этот материал служит фоном для изучения нового языкового или правописного явления.

Преемственность между различными звеньями школы, между классной и внеклассной деятельностью является одним из обязательных и важных условий успешного преподавания русского языка. Она гарантирует нормальный переход от простого к сложному, от легкого к трудному, выводит нас на необходимость учета логики предмета.

  • занятия, организованные по принципу преемственности классной и внеурочной деятельности, позволяют повысить уровень знаний по предмету, сформировать прочные умения и навыки. Внеклассная работа по русскому языку рассматривается как мощное дополнительное средство активизации творческих возможностей и самостоятельности мысли каждого ученика, и, конечно же, как средство расширения и углубления знаний, приобретаемых на уроках.

Опыт работы и многие экспериментальные исследования убеждают нас в том, что применение на практике традиционных (кружок, викторина, праздник, олимпиада и так далее) и новых («Поле чудес», «Звездный час», «Счастливый случай», «Умники и умницы», «Кроссворд») форм внеурочной деятельности несут огромную пользу учащимся, расширяя и углубляя их знания по языку. Знания, полученные на уроках, пополняются во внеурочное время и становятся более устойчивыми. Связанная со школьной программой внеклассная работа, помогает детям успешнее продвигаться в учении, прививает любовь к предмету, дает ученикам большие возможности для развития умения свободно высказывать собственные мысли.

Не менее важное значение для соблюдения приемов дидактики имеет и вторая сторона проблемы преемственности – перспективность в обучении, предполагающая ориентацию на достижение определенного конечного результата обучения.

Перспективность, как и преемственность, обеспечивает системность, научность, последовательность и прочность развития знаний, умений и навыков и определяет отбор содержание и методов обучения. По отношению к процессу обучения русскому языку под преемственностью и перспективностью следует понимать соотнесение содержания и методов обучения на каждом промежуточном этапе с предшествующим и последующим этапами и с конечными целями и задачами обучения данному предмету.

Опыт работы позволяет сделать вывод о том, что включение материала, который будет изучаться позднее, в ткань очередного урока возможно, если класс достаточно подготовлен и если используемый материал имеет органические связи с темой урока.

Так, при изучении темы «Имя прилагательное как член предложения. Определение» рекомендуется проделать следующие шаги.

Шаг 1-й. Вначале предлагается опережающее задание сильному ученику: подготовить устный монологический ответ на тему «Члены предложения». При объяснении нового материала учитель опирается на полученную от учащегося информацию.

Шаг 2-й. Далее предлагается задание: выполнить синтаксический разбор предложения Утром прошел дождик, выглянуло солнышко. и составить схему.

Шаг 3-й. Ответьте на вопрос: Каких членов предложения нет? (определений).

Шаг 4-й. Распространите предложение определениями.

Утром прошел теплый дождик, выглянуло ласковое летнее солнышко.

Шаг 5-й. Ответьте на вопрос: Как изменилось предложение?

Таким образом, учащиеся делают вывод о том, какую основную синтаксическую роль играют прилагательные в тексте.

Объяснение же нового материала при изучении разрядов имен прилагательных полезно дать примеры с причастиями. Учащиеся легко усваивают семантику таких слов как «признак по действию». У детей расширяется представление о признаке предмета; термин причастие для называния не затрудняет школьников.

Итак, преемственность и перспективность – двусторонний процесс. С одной стороны – это начальная школьная ступень, которая сохраняет самоценность младшего школьного возраста, формирует фундаментальные личностные качества ученика, в том числе средствами родного (русского) языка, служащие основой успешного филологического образования в средней школе. С другой стороны средняя школа – это преемник, она «подхватывает» достижения выпускника начальной школы по русскому языку и развивает накопленный им потенциал, постепенно ведя к запланированной цели – перспективности в обучении, предполагающей ориентацию на достижение определенного конечного результата обучения.

При таких условиях и согласованности каждого компонента образования, обеспечивающих эффективное филологическое развитие ученика, реализация преемственности и перспективности обучения русскому языку приобретает непрерывный поступательный целостный и перспективный характер.

Литература

  1. Архипова Е.В. О реализации принципа преемственности в программах по русскому языку начальной и средней школы.// РЯШ. – 1998 №3.
  2. Стеркина Р.Б. Преемственность должна строиться по законам развития ребенка. //Учительская газета. -1998. № 19. - С. 9.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы. // М: Просвещение.– 2008.
Категория: Мои статьи | Добавил: lubov-korosh (22.01.2019)
Просмотров: 341 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: