Целостную систему непрерывного педагогического образования следует рассматривать как совокупность динамично развивающихся звеньев образования, органически связанных между собой и обеспечивающих преемственность и перспективность в обучении. Соблюдение преемственной связи между различными этапами образования является необходимым условием достижения главной цели образования – формирования гармонично развитой личности и достижения наилучших результатов обучения. Необходимо создать комфортные условия для реализации единой линии филологического развития учащихся на этапах начального и среднего школьного образования. Опыт работы по обучению детей русскому языку позволяет сделать вывод о том, что осуществление плавного перехода детей из начальной школы в среднюю школу возможно лишь при обеспечении преемственности и перспективности. Преемственность и перспективность в обучении является одной из методологических проблем дидактики. Они находят свое специфическое выражение в таких закономерностях процесса обучения, называемых принципами дидактики, как научность, систематичность, последовательность, прочность и действенность результатов обучения. Актуальность проблемы объясняется тем, что в школу, как в начальную, так и в среднюю, пришло большое количество разнообразных авторских программ по русскому языку по новым предметам и факультативным курсам лингвистического цикла. Между тем ни в одной программе нет последовательной реализации важнейшего в данной ситуации принципа преемственности обучения между начальным и средним звеном школы. На первый взгляд, это момент несущественный, тем более что в стабильных программах (авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, И.И. Кулибаба и др.) есть раздел «Повторение изученного в 1-4 классах». Однако содержание раздела не отражает в должной мере того уровня знаний и умений, который уже достигнут в начальной школе. Между тем вопрос о повторении и, что очень важно, обобщении изученного в начальной школе на новом качественном уровне – это вопрос чрезвычайной важности, поскольку игнорирование достигнутого ребенком развития, его знаний и навыков приводит к снижению эффективности обучения, к потере учебного времени. Острота этой проблемы определяется и тем, что коренным образом изменяются условия учения, которые предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию ребенка, а также к степени сформированности учебных знаний, умений и навыков. В частности в пятом классе порой предъявляются новые требования, которые иногда превосходят возможности ребенка. В результате происходит резкое снижение успеваемости, и соответственно, мотивации учения уже в пятом классе. На наш взгляд обеспечить успешное обучение школьников русскому языку возможно лишь при определенных условиях. К ним относится: 1) создание единого образовательного пространства в школе; 2) создание условий для сотрудничества всех участников образовательного процесса на всех ступенях данного образовательного учреждения, включая родителей и психологов. В основе сотрудничества – взаимопосещение занятий, уроков, проведение совместных совещаний, собраний по вопросам преемственности начальной и средней ступеней образования. Большое значение также имеет перестройка деятельности учителя, который должен не только владеть определённой суммой знаний, умений и навыков, быть мотивационным к деятельности в новых условиях, но владеть психолого-педагогической, методической, диагностико-технологической и информационной культурой.
Суть преемственности ранее усвоенного с новым материалом заключается в установлении ассоциативных связей знакомого с незнакомым, что создает условия для лучшего осознания нового, введения его в уже сложившуюся в голове ученика систему или, наоборот, изменения этой системы. Учет прежних знаний учащихся – непременное условие, которое необходимо реализовать в учебном процессе. Формы организации этой работы разнообразны. Прежде всего, следует убеждать детей в том, что ранее полученные ими знания необходимы: без них новое не может быть усвоено с достаточной полнотой и ясностью. Предварительно учащиеся по заданию учителя повторяют пройденный материал. На уроке этот материал служит фоном для изучения нового языкового или правописного явления. Преемственность между различными звеньями школы, между классной и внеклассной деятельностью является одним из обязательных и важных условий успешного преподавания русского языка. Она гарантирует нормальный переход от простого к сложному, от легкого к трудному, выводит нас на необходимость учета логики предмета.
Опыт работы и многие экспериментальные исследования убеждают нас в том, что применение на практике традиционных (кружок, викторина, праздник, олимпиада и так далее) и новых («Поле чудес», «Звездный час», «Счастливый случай», «Умники и умницы», «Кроссворд») форм внеурочной деятельности несут огромную пользу учащимся, расширяя и углубляя их знания по языку. Знания, полученные на уроках, пополняются во внеурочное время и становятся более устойчивыми. Связанная со школьной программой внеклассная работа, помогает детям успешнее продвигаться в учении, прививает любовь к предмету, дает ученикам большие возможности для развития умения свободно высказывать собственные мысли. Не менее важное значение для соблюдения приемов дидактики имеет и вторая сторона проблемы преемственности – перспективность в обучении, предполагающая ориентацию на достижение определенного конечного результата обучения. Перспективность, как и преемственность, обеспечивает системность, научность, последовательность и прочность развития знаний, умений и навыков и определяет отбор содержание и методов обучения. По отношению к процессу обучения русскому языку под преемственностью и перспективностью следует понимать соотнесение содержания и методов обучения на каждом промежуточном этапе с предшествующим и последующим этапами и с конечными целями и задачами обучения данному предмету. Опыт работы позволяет сделать вывод о том, что включение материала, который будет изучаться позднее, в ткань очередного урока возможно, если класс достаточно подготовлен и если используемый материал имеет органические связи с темой урока. Так, при изучении темы «Имя прилагательное как член предложения. Определение» рекомендуется проделать следующие шаги. Шаг 1-й. Вначале предлагается опережающее задание сильному ученику: подготовить устный монологический ответ на тему «Члены предложения». При объяснении нового материала учитель опирается на полученную от учащегося информацию. Шаг 2-й. Далее предлагается задание: выполнить синтаксический разбор предложения Утром прошел дождик, выглянуло солнышко. и составить схему. Шаг 3-й. Ответьте на вопрос: Каких членов предложения нет? (определений). Шаг 4-й. Распространите предложение определениями. Утром прошел теплый дождик, выглянуло ласковое летнее солнышко. Шаг 5-й. Ответьте на вопрос: Как изменилось предложение? Таким образом, учащиеся делают вывод о том, какую основную синтаксическую роль играют прилагательные в тексте. Объяснение же нового материала при изучении разрядов имен прилагательных полезно дать примеры с причастиями. Учащиеся легко усваивают семантику таких слов как «признак по действию». У детей расширяется представление о признаке предмета; термин причастие для называния не затрудняет школьников. Итак, преемственность и перспективность – двусторонний процесс. С одной стороны – это начальная школьная ступень, которая сохраняет самоценность младшего школьного возраста, формирует фундаментальные личностные качества ученика, в том числе средствами родного (русского) языка, служащие основой успешного филологического образования в средней школе. С другой стороны средняя школа – это преемник, она «подхватывает» достижения выпускника начальной школы по русскому языку и развивает накопленный им потенциал, постепенно ведя к запланированной цели – перспективности в обучении, предполагающей ориентацию на достижение определенного конечного результата обучения. При таких условиях и согласованности каждого компонента образования, обеспечивающих эффективное филологическое развитие ученика, реализация преемственности и перспективности обучения русскому языку приобретает непрерывный поступательный целостный и перспективный характер. Литература
| |
| |
Просмотров: 341 | |
Всего комментариев: 0 | |