ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ

Языковая политика Белгородской области нацеливает учащихся па пороговый уровень овладения двумя языками - русским как родным и английским как иностранным.

А как можно переступить порог ЕГЭ и до глубины познать «великий и могучий» русский язык? Вопрос этот интересует многих, в первую оче­редь, учителей-словесников.

В данной статье мы попытаемся классифицировать типичные ошибки учащихся, допущенные ими на ЕГЭ по русскому языку и указать на возмож­ные причины их порождения. Материалы основаны на наблюдении и личном опыте работы учителей словесности с учащимися в сельских школах.

Тестирование как особая форма экзамена (ЕГЭ) требует предвари­тельной подготовки экзаменуемых. В экзаменационную работу включены задания, контролирующие лингвистическую, языковую и коммуникатив­ную компетенцию, поэтому в поле зрения учителя русского языка должны быть абсолютно все виды компетенций независимо от нарастающей слож­ности. Важными аспектами в работе учителя словесности, на наш взгляд, следует выделить, во-первых, анализ результатов выполнения заданий вы­пускниками, во-вторых, организацию системы индивидуального консуль­тирования.

Последние результаты ЕГЭ (2008г. и пробный экзамен 2009 г.) по русскому языку дают основания утверждать, что самыми сложными в пер­вой части оказались задания А9, связанные с нахождением грамматической основы предложения, в части В - задания, направленные на анализ роли изобразительно-выразительных средств, использованных автором в тексте.

Наиболее низкие результаты экзаменуемые показали при различении частиц, производных предлогов, местоимений различных разрядов.

Низкий процент по морфологии можно объяснить двумя факторами: во-первых, многие школьники усвоили данный материал поверхностно, во-вторых, у учащихся слабо сформированы аналитические умения.

При выполнении задания В4 в 92% случаев экзаменуемые допускают ошибки в квалификации предложений, не видя грамматической основы -сказуемого, выраженного инфинитивом или словом категории состояния.

Задание В5 второй части работы, проверявшее умение проводить пунктуационный анализ простого осложнённого предложения, ориентиро­вано на проверку умений экзаменуемых видеть и вычленять в структуре простого предложения типичные «осложнители».

Результаты выполнения пунктуационных заданий свидетельствуют о недостаточной систематизации знаний экзаменуемых в области пунктуа­ции, а также о недостаточной сформированности у экзаменуемых умения проводить грамматико-пунктуационный анализ, необходимый в конкрет­ной языковой ситуации.

Посредством задания С проверяется умение учащихся создавать собст­венное письменное высказывание на основе рассмотренного ранее текста. С помощью этого задания выявляется уровень сформированности комплекса умений и навыков, составляющих коммуникативную компетенцию.

Комммуникативность является важнейшим свойством личности. Но, к сожалению, низкий уровень достижений наблюдается как раз в коммуникативной сфере. И здесь учителю следует помнить, что грамматически правильная речь вырабатывается на основе хорошей лингвистической понятийной базы.

Анализ результатов показывает, что ошибки в выполнении третий части работы в основном связаны с неумением аргументировать свою точку зрения и нарушением речевой нормы. Экзаменуемый должен привести аргументы, опираясь на жизненный опыт или взять их из художественной научной, публицистической литературы. Большинство учащихся пытались привести неубедительные примеры из жизни, и лишь 16% учащихся привели примеры из художественной литературы. Причина проста - низкий уровень чтения среди подрастающего поколения.

Другая причина заключается в том, что во многих работах часто встречается отсутствие связи между композиционными частями сочинения или нарушение логики, связности изложения внутри микротемы. Также не каждый выпускник может найти в исходном тексте изобразительно-выразительные средства языка, характеризующие эстетическую ценность текста.

Проведенный анализ вторичного текста, порождаемого выпускника­ми при выполнении поля С показал, что наибольшая сложность заложена в языковых и речевых средствах структурной организации связного текста.

Таким образом, наши наблюдения и проведенный анализ результатов ЕГЭ по русскому языку говорит о необходимости совершенствования про­цесса преподавания русского языка в школе, выборе оптимальных мето­дов, приемов, средств, а также качественных технологий обучения рус­скому языку.

Категория: Мои статьи | Добавил: lubov-korosh (22.01.2019)
Просмотров: 333 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: